19.12.2019
Петроглифы в горах Дагестана: Всадник,
горный козел,разного рода животные — в
этом укромном ущелье более 30 наскальных рисунков возрастом несколько тысяч
лет. Это в своем роде музей живописи под открытым небом. Имен авторов этих
картин мы никогда не узнаем. Изображения сделаны прямо на скалах множество
столетий назад.
«Обнаженные скалы серо-желтого цвета, они покрыты плотной коркой
темно-вишневого цвета, так называемого „пустынного загара“. Такие камни часто
служили своеобразными каменными полотнами древним художникам. Тщательно
осматриваем их, и, действительно, то здесь то там на уровне человеческого роста
заметны какие-то штрихи. Приглядываемся внимательно: о да, это, пожалуй, козел.
А вот еще!
Кумыкская земля богата удивительными памятниками древности. Это
стоянки каменного века, поселения и могильник эпохи бронзы и железа, античные и
средневековые города-поселения. В горах республики есть и то, что ученые
обнаружить никак не думали, — наскальная живопись. Причем по количеству,
разнообразию и богатству древних писаниц Дагестан занимает главенствующее место
в археологии всего Кавказа. В науке сложилось мнение, что наскальные
изображения — дело рук скотоводов и охотников, земледельцы же расписывали
керамику. По этому в предгорном и в горном Дагестане — а это один из
очагов древнего земледелия — подобные памятники даже не искали, пока
совершенно неожиданно археолог и краевед Магомед Исаков в 1957 году не
обнаружил сделанные краской изображения у высокогорного села Чирката. Находка
послужила толчком для поисков писаниц в центральной части республики. За
короткий срок в горах обследовали 26 местонахождений писаниц — более 7
тысяч рисунков. Это крупнейший на Кавказе очаг древних рисованных изображений.
Самая крупная в Дагестане галерея первобытно-наскальной живописи расположилась
у села Кара, в урочище Виттурзивалу. Село находится на правом берегу реки
Казикумухское Койсу, на высоте 1500 метров над уровнем моря. В 1964—1965 годах
здесь работала археологическая экспедиция под руководством Валентины Котович. В
горах неподалеку от села ученые наткнулись на древнюю живопись.
Кем были древние художники?«Некоторые рисунки так живы и
реалистичны, что, рассматривая их, становишься как бы свидетелем запечатленных
здесь событий.
По материалам Владимир Иванович Марковина, нам известны
наскальные рисунки предгорного Дагестана
1. Верхнего Чирюрта
2. Учкента
3. Темирчи-кершене
4. Экибулаке
5. Чиркутана
6. Капчугая
7. Кумторкалы
9. Соси-булака и Уйташа
10. Буйнакска
11. Нижнего Казанища
12. Буглена
13. Манас-аула
По рисункам археологи
в основных чертах воссоздали быт и культуру населявших эти места племен.
Рассматривая петроглифы, можно живо представить себе древних всадников, их
вооружение, способы охоты на животных. Ближе и понятнее становятся заботы
земледельцев: тяжелым трудом они создавали и обрабатывали небольшие поля, а с помощью магических
заклинаний и обрядов пытались обеспечить хороший урожай. Вырисовываются и
религиозные представления древних племен: обожествление ими сил природы, культ
солнца, воды и животных. Образ зверя — тотемного предка — занимал
центральное место в религиозно-обрядной жизни первобытных коллективов.
Изображения животных нередко покрывали каменные стены древних святилищ.
Наскальные рисунки иногда
называют «письменами шайтана». Раньше люди из аулов обходили такие урочище
стороной. Детям не позволяли спускаться в ущелье, старушки во время сенокоса к
вечеру старались уйти подальше, даже взрослые мужчины предпочитали в одиночку
не посещать эти места. В таких укромных местах, согласно этнографическим
источникам, в древности располагались культовые места и святилища. До 30−40-х
годов люди продолжали их побаиваться. Сейчас все иначе. По соседству с
петроглифами, а порой и поверх древних изображений заметно творчество вандалов:
рисунок танка, надписи «Мага», «Патя» и «Я здесь был».
Эти наскальные изображения надо включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, чтобы имел статус охраняются государством
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.12.2019
Дата обновления: 21.12.2019
Дата публикации: 19.12.2019